ДЕТИ ДОЛЖНЫ УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Сіз мына жердесіз:
- Басты
- Учебный процесс-Инклюзивное образование
Инклюзивті білім беру дегеніміз – балалардың жынысына, жас ерекшеліктеріне, географиялық тұратын жеріне, қимыл-қозғалыстық және ақыл-есінің жағдайына, әлеуметтік-экономикалық жағдайына қарамастан, сапалы білім алу және өздерінің потенциалдық дамыту мүмкіндігіне ие болу.
Инклюзивті оқытудың негізгі принциптері:
1. Адам құндылығы оның мүмкіндігіне қарай қабілеттілігімен, жеткен жетістіктерімен анықталады.
2. Әрбір адам сезуге және ойлауға қабілетті.
3. Әрбір адам қарым — қатынасқа құқылы.
4. Барлық адам бір — біріне қажет.
5. Білім шынайы қарым — қатынас шеңберінде жүзеге асады.
6. Барлық адамдар құрбы — құрдастарының қолдауы мен достығын қажет етеді.
7. Әрбір оқушы үшін жетістікке жету — өзінің мүмкіндігіне қарай орындай алатын әрекетін жүзеге асыру.
8. Жан — жақтылық адам өмірінің даму аясын кеңейтеді.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — реформирование учебных заведений, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
Инклюзия-процесс включения детей в общеобразовательную школу не зависимо от половой , этнической , религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально-экономического положения.
Инклюзия-процесс максимального доступного образования для всех, в доступных образовательных учреждениях, развитие процессов обучения с установкой адекватных целей для каждого.
Инклюзия-процесс создания условий для благотворного общения и дружбы между детьми
Правила инклюзивной школы
- Все ученики равны в школьном процессе.
- Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение всего дня.
- У всех учеников должны быть равные возможности для установления равных социальных связей.
- Планируется и проводится эффективное обучение.
- Все работники обучены стратегиям и процедурам , облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди воспитанников.
- Программа учитывает потребности каждого ученика.
- Семьи активно участвуют в жизни школы.
- Все работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.
Условия для инклюзии:

2 БӨЛІМ
Нормативно-правовая основа для инклюзивного образования в Республике Казахстан
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ, ДЕКЛАРАЦИИ, ПРАВИЛА
- Конвенция ООН «О правах ребенка». Принята Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция 44/95 от 20 ноября 1989 года;
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция 48/96 от 20 декабря 1993 года;
- Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями», Саламанка, Испания, 1994;
- Дакарские рамки действий: Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств. Приняты Всемирным форумом по образованию (Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г.)
- Конвенция ОНН о правах инвалидов. Принята Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция 61
106 от 13 декабря 2006 года
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
- Конституция Республики Казахстан. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г.
- Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 08.08.2002 N 345-II
- Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.10.2011 г.)
- Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» от 16 июля 2001 года № 242-11
- Закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», от 11 июля 2002 года N 343
- Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» от 13 апреля 2005 года № 39-III ЗРК
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И ПЛАНЫ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 г оды. Утверждена указом Президента РК от 7 декабря 2010 года №1118.
- План мероприятий на 2011-2015 годы по реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 г (1 этап). Утвержден постановлением Правительства РК от 11 февраля 2011 г. № 130
- Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2011- 2015 годы. Утвержден постановлением Правительства РК от 19 февраля 2011 года № 160.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В РК
Наименование документа | Дата утверждения |
«О внесении изменений и дополнений в приказ и.о. Министра образования и науки РК от 29 2003 г. № 787 «Об утверждении Перечня типов и видов специальных организаций образования, необходимого количества мест в организациях образования для лиц, нуждающихся в специальном образовании». | Утвержден Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2006 г. № 902 |
Типовые правила организации деятельности кабинетов коррекции и инклюзивного образования | Утверждены Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2009 года № 27. |
Методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии. | Письмо МО и Н от 16 марта 2009 года № 4-02-4/450. |
Инструктивно-методическое письмо по определению детей после кохлеарной имплантации в организации образования. | Письмо МОиН от 2 июля 2009 г, № 4-02-4/1228 |
Методические рекомендации по определению детей с аутизмом в организации образования. | Письмо МО и Н от 28 мая 2010г . №4-02-4/1435 |
Правила организации скрининга и диагностики нарушений слуха у детей раннего возраста. | Утверждены приказом МЗ от 28.09.2009 № 478. |
Правила о порядке организации учебных занятий для детей-инвалидов, проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических, реабилитационных и других организациях здравоохранения | Утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 26 ноября 2004 года N974 (согласованы с Министерством здравоохранения Республики Казахстан 26 ноября 2004 года) |
Концепция развития инклюзивного образования в Республике Казахстан | дорабатывается |
Национальный план действий по развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан | дорабатывается |
Правила организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной среде. | Разработаны, представлены к утверждению в МОиН РК |
Правила организации деятельности инклюзивной организации образования | Разрабатываются |
Постановление Правительства РК № 77 от 30 января 2008 года «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц» | Разрабатываются предложения о внесении дополнений относительно специалистов, для работы с детьми с ограниченными возможностями в развитии в дошкольных и школьных общеобразовательных организациях, имеющих статус инклюзивных. |
Совет благополучия ребенка
Это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями в соответствии с образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды.
Цель деятельности СБР:
Разработать и спланировать психолого – педагогическое сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями с целью создания условий для всесторонней самореализации.
Задачи СБР:
- Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательной организации) диагностика отклонений в развитии;
- Уточнение стратегии и определение тактики и технологий сопровождения;
- Динамическая оценка эффективности мероприятий;
- Координация взаимодействия и деятельности участников образовательного процесса (учитель, ученик, родитель);
- При возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а так же при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций СБР — направление ребенка на комиссию, в рамках психолого-медико-педагогической службой;
- Психолого-педагогическое сопровождение учащихся инклюзивных классов.
Документация СБР:
- Согласие на проведение оценки достижений и сложностей
- Форма наблюдения
- Описание достижений в образовании
- Aнкета
- Справка о первоначальной (повторный) оценке особых образовательных потребностей
- Справка о предоставлении специального обучения или обеспечении образовательной поддержки
Информационно-просветительская работа
- Алехина, С. В. Инклюзивное образование: история и современность: учебно-методическое пособие / С. В. Алѐхина. – Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 33 с.
- Инклюзивное образование : [сборник]. Вып. 1 / сост. С. В. Алѐхина, Н. Я. Семаго, А. К. Федина. – Москва : Школьная книга, 2010
- Инклюзивное образование : сборник статей / сост. М. Р. Битянова. – Москва : Библиотека журнала «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. – 224 с.
- Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи : сборник научно-методических материалов / под науч. ред. А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой. – Москва
- Митчелл, Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования : главы из книги / Дэвид Митчелл ; пер. с англ. И. С. Аникеев, Н. В. Борисова.
- ВоронковаВ.В. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс»